Очерки
новой гносеологии |
Теория познания. Очерки новой
гносеологии. В 4-х ч. Глава
1 Глава2
Глава 3 Глава 4 |
|
|
Э.А. Тайсина Теория познания. Очерки новой гносеологии. В 4-х частях Кода и Литература Содержание Главы IVI Глава IV. Истина – cor cordium
гносеологии § 1. Проблема истины: общие соображения § 2. Постановка проблемы истины в
классической гносеологии § 4. Особенности философско-научного
познания |
|
||||
|
КОДА Что было истиной однажды, будет истиной всегда. Дж.
Локк. Философия – наука о взаимоотношении
человека и мира. Вопрос o мире «самом по себе»
научен, но не философичен; однако, со своей стороны, не философичен и вопрос
о человеке «самом по себе». Автором ставилась задача создания новой
гносеологии в формате экзистенциального материализма, которая учла бы
достижения последних десятилетий, как философских, так и научных, и иных
общекультурных, оставаясь при этом верной многим классическим принципам. Недавно ушедший в историю ХХ, как и
наступивший XXI
век, были с точки зрения философии в одной мере весьма богаты новизной, в
другой же мере – продемонстрировали и продолжают демонстрировать возврат «к
старому на новой основе». Основными философскими направлениями этого времени
стали два неоклассических течения, позитивизм и экзистенциализм, и их
модификации. Драма развития их отношений определила интеллектуальное и в
целом духовное развитие эпохи не в меньшей, а может быть, в большей степени,
нежели известное противостояние марксистского учения и его оппонентов.
Культурным и мировоззренческим фоном разворачивания этой драмы стал постмодернизм
– последняя по времени и весьма значимая модель европейского самосознания. Парадоксальным образом основные
философские направления сосуществуют в единстве (оно обеспечивается единой,
кантианской, их основой) и вместе с тем состоят в борьбе (как «философия
науки» и «философия жизни»). То и другое осложняется многочисленностью форм
проявления упомянутых направлений, их перекрещиваний и/или взаимопереходов по
принципу «ленты Мёбиуса». Разобраться в происходящих интеллектуальных
событиях составляло одну из целей данной работы. Единству понимания и
изложения должно сопутствовать исследование вводимого автором концепта:
высоковалентного понятия «основной гносеологической синтагмы». Познаваемо не только наблюдаемое. Идея
познаваемости объективного мира, в том числе ненаблюдаемого, понятая и
сознательно присвоенная в качестве гносеологического принципа, получает у
многих философов рационалистическое обоснование. Среди материалистов этот
принцип получил именование «отражения». Однако, принимая его, как это делается
в настоящей работе, необходимо, во-первых, разъяснить не только специфику
(идеального) образа, но и особенности отражаемого, активно взаимодействующего с человеком; во-вторых, соотнести
указанный принцип с основной гносеологической синтагмой, – рассуждением об
абсолютном и относительном характере знания. Другая цель была поставлена в связи с
произошедшим, также парадоксальным, вытеснением с ценностно-смыслового поля
философской науки классической теории познания, недооценка которой, с точки
зрения автора, приводит к утрате философией значительного числа своих
функций, в первую очередь познавательной, а также собственно
рефлективно-критической. Такое вытеснение, с одной стороны, легко объяснимо
прежней фетишизацией так называемых «парадигм» – картезианской, локковской,
марксистской… Подлинная философия не терпит фетишей. С другой стороны, оно
понятно в свете большого количества новых обретений в области общенаучного и
специального знания, которое не было известно, а потому и не могло быть
освоено во времена формирования классических систем гносеологии. Речь идет в
первую очередь о таких дисциплинах как семиотика и лингвистика. Не учитывать
их влияния на философское мировоззрение, когнитивного богатства и
интеллектуального престижа сегодня – то же, что неожиданно оказаться
иностранцем в родной стране. Прошлый век продемонстрировал
превращение долгого антропологического (в сущности кантианского) поворота в
лингвистический поворот. Сближение экзистенциализма с его онтологией и
позитивизма с его методологией происходит на основе повышенного философского
интереса к языку; в результате успехи философии языка оттеснили классическую
эпистемологию и даже общую теорию познания. Гносеология долгое время
ориентировалась на познание как достижение знания, высшей формой какового
является наука. В конце XIX века из диалектики чувственного и логического
выросла проблематика эмпирического и теоретического. Это привело к
возникновению теории научного познания, эпистемологии, осознавшей себя в
качестве нормативного, методологического знания. В ХХ веке в философии был
сделан акцент на ценности и смыслы; этот аксиологический крен обогатил теорию
познания и обрел относительное завершение в учениях о предпосылочном,
исторически нагруженном знании; в возникновении в нашей, отечественной
философии таких дисциплин как культурология, социальная эпистемология и т.п.
Еще ранее философия сознания уступила значительную часть влияния философии
языка. Однако параллельно в постпозитивизме, развившемся на общем фоне
культуры постмодерна, произошло развенчание классических идеалов. Акцент на
программах действий привел к операционалистскому, инструменталистскому крену,
и новый номинализм в методологии восторжествовал в современной философии
науки. Парадокс состоит в том, что
неотличимородственная аналитической философии языка философия науки в конце
ХХ века отказалась быть теорией вообще, а близкородственная философии языка
семиотика совершила культурологический крен, вплотную перейдя от
лингвистического анализа к исследованию мифов, символов, ритуалов, метафор и
т.п. и тем потеряв, как кажется, в академической строгости, которая была
присуща лингвосемиотике со времен первых максим, сформулированных
Аристотелем. С определенной точки зрения, а именно,
лингвосемиотической, эти дивергенции становятся более понятными.
Эпистемология так относится к современной западной философии науки, как
семантика к прагматике. Семантика, изучающая отношение знаков и смыслов, –
самая «теоретичная» и ригористическая часть семиотики, в ней наличествуют
самые высокие абстракции, строгая логика, определенные уровни, формы и т.д.
Она нацелена на познание и раскрытие сущности
познаваемого. Прагматика же имеет дело с содержательной
стороной коммуникации, она изучает отношение знаково-символических систем к
реальному эмпирическому человеку. В ней больше вольностей, единичностей,
игры, больше ситуативности, чем системы. Так же соотносятся первый и второй
этапы развития лингвистического поворота («ранний» и «поздний» Витгенштейн).
Происходит переход от гносеологии/эпистемологии к методологии, впоследствии
вытеснившей мировоззренческую философскую проблематику на периферию и даже
«за скобки», и последней стадией этого поворота стала философия науки. Далее
чисто логически следует ожидать ее трансформации в направлении к «воскрешению»
субъект-объектного отношения, ретеоретизации и возрождения интереса к
проблеме истины. По природе принадлежащая к миру
идеального, истина генетически вторична по отношению к действительному бытию
в натурфилософском смысле. В мировоззренческом аспекте, содержательно, истина
характеризуется объективированностью; в методологическом – нормативной
правильностью; в эпистемологическом – внутренней взаимосогласованностью; в
формально-логическом – когерентностью; в аксиологическом – ценностью; в
праксеологическом – практической применимостью. А в гносеологическом –
свойством презентации внутреннего порядка, объективно присущего ее референту.
В ходе уподобления, пластично-скульптурного
или зеркально-отбрасывающего, морфизм идеального варьируется от
попарно взаимно одно-однозначного соответствия всех элементов («точек»)
системы-оригинала и системы-модели, а также попарно взаимно одно-однозначного
соответствия всех связей между соотносящимися «точками» – до полного фантазийного «расподобления» и
распадения. Коэффициент вероятности того, что знание является истинным,
предусматривает целую бесконечность значений: от 0 до 1. Ближе к «единице»
(абсолютной, необходимой и всеобщей истине) подходит наука. Это область
надежных моделей и гомоморфизмов, гипотез и эффективных статистических
резюме. Единицы достигают изоморфизмы в науке: это отношение, строжайшее из
всех, характеризует связь теории с ее объектом. Ближе к нулю существуют все
виды заблуждения, как невинные, так и вредоносные, и самая ложь. Всё, что
находится в означенном интервале, подлежит исследованию в качестве обширного
семантического поля, в котором располагаются относительные истины.
Относительность истин создается зависимостью знания от образа действий
познающего человека. Рассуждение об этих предметах – основная
синтагма гносеологии: истина есть, этим свойством характеризуется сознание в
целом, хотя не любое знание истинно; она и результат познания, устойчивая
презентация объекта, и сам процесс ее достижения; она едина и абсолютна, но
вместе с тем и контингентна. И, как сказано, у нее много «ликов», или
ипостасей. Итак, первый принцип prote philosophia имеет как
метафизический, так и практический (калокагатийный) смысл: он придает
наблюдателю и исследователю Универсума столь необходимый оптимизм, веру в благое тождество бытия и познания и надежду на
обретение сущности, ибо человек есть единственное живое существо, бытие
которого заключается в понимании, и периодическое возвращение к осознанию
этого принципа возрождает любовь к мудрости, поддерживает упорство и смелость
философского мышления, служит «второй навигации», – походу за высшей истиной. Поскольку изложение теории требует
линейности, мы, отдавая дань традиции, начинали с онтологии, однако в особом
ключе: онтологии «экзистенциальной», не-объективистской, в которой человек
присутствует не вне бытия, как натуралист-исследователь, и не параллельно
ему, как зеркало, но имманентным образом; так сказать, в “Dabewuβtsein” –
здесь-и-теперь-бытии-сознании. Возможно, этот мегалитический концепт
есть предмет философской антропологии будущего. «Экзистенциальность» нашего
материализма состоит не только в том, что в счет принимается опыт его,
экзистенциализма, почти двухсотлетнего развития, а также и более глубокие его
предшественники, включая наследие многотысячелетних культур, и, разумеется,
его новейшие, постмодернистские, плоды. Основная интенция представленного
текста – углубиться в анализ процесса познания, взятого в его самом общем
виде, чтобы дойти до того состояния,
с которого начинается познание. (Для этого нет необходимости упраздять
основное допущение теории познания. Субъект-объектное отношение мы вполне
признаем, это основная предпосылка построения, больше того, это первопринцип
классической гносеологии. Мы лишь прибавляем сюда язык). Будет ли эта
экс-зистенция выходом за рамки теории познания? Если этот, принятый в последние
времена за аксиому, выход есть попадание в бессознательный Lebenswelt – да, такая
экс-зистенция покидает пределы гносеологии. Предлагается иной вариант. Познание есть интерференция субъекта и объекта, чувственного и
сверхчувственного, материального и идеального, единичного и общего. Эта
интерференционная картина имеет место в определенном состоянии, в котором
соединяются собственно бытие Sein и «das Bewußtsein», «осознанное бытие», т.е. сознание,
ибо, думается, человеческое бытие есть бытие-в-сознании, а концепт и сам
τελος бытия неполон без предиката мышления.
(Понятно, что они соединяются в
человеческой жизни). В марксистской терминологии, так объединены
объективная и субъективная диалектика. В сущности, они едины. Приверженцы диалектики, отстаивая свой
метод, иногда не принимают во внимание, что диалектика как учение есть в некоем высшем смысле также и метафизика, сказание о ненаблюдаемом,
об умозрительном, о том, что «над» и «за», о том, что «сверх». Единство
физики и метафизики по-разному трактуется, например, у Аристотеля и у Гегеля,
либо отрицается, как в кантианстве. В нашем же случае это credo теории познания
экзистенциального материализма. Автор настоящей работы полагает, что экзистенциальный
материализм – не просто одно из логически возможных направлений философской
мысли, но естественное, необходимое и субстанциальное по отношению к другим,
– «нормальное» состояние философствования. Допускается также и вполне
вероятное следствие (оно принадлежит будущему, а будущее принадлежит ему):
взятое направление не только необходимое, но и достаточное. Широко привлекая к изложению
историко-философский материал, мы избрали эмблемой каждой эпохи одного-двух
выдающихся мыслителей: в древности это Демокрит и Эпикур, в Новое время Джон
Локк и Давид (Дэвид) Юм, в новейшее время марксизм. Мы также тесно
знакомились с учением философов идеалистического направления мысли и
неукоснительно привлекали их к объяснению; среди античных авторов это Платон
и Аристотель, в эпоху эллинизма – Секст Эмпирик, средневековье представлено
творчеством Уильяма Оккама. Субъективно-идеалистическое направление воплощает
философия Дэвида Юма, чей юбилей пришелся на 2011 год. Весьма привлекательную
культурную парадигму постмодернизма символизирует Мишель Фуко. Русская
философия представлена некоторыми трудами А.Ф. Лосева. Понимание гегелевской
диалектики Я.Ф. Аскиным также оказало влияние на становление и
совершенствование наших идей. Наконец, труды И.С. Нарского в области теории
познания и его семиотические взгляды помогли в свое время уяснить нашу
собственную концепцию. Среди современных отечественных гносеологов
(эпистемологов) наше внимание привлекло в наибольшей мере творчество И.Т.
Касавина, М.И. Билалова, В.Н. Поруса; среди философов науки – В.И.
Пржиленского, Р.М. Нугаева. Предлагаемая читателю научная
монография первоначально была опубликована в виде четырех отдельных очерков,
публиковавшихся последовательно, начиная с Автор искренне благодарит своих
рецензентов, – это доктора философских наук, профессоры Мустафа Исаевич
Билалов (Республика Дагестан, г. Махачкала), Владимир Игоревич Пржиленский
(г. Москва); Ренат Магдиевич Нугаев, Натан Моисеевич Солодухо, Татьяна
Михайловна Шатунова; кандидаты философских наук, доценты Георгий Валерьевич
Авдошин, Алексей Сергеевич Гурьянов, Арслан Нариманович Миннуллин, Наиль
Котдусович Мустафин (г. Казань) – чью помощь в подготовке настоящего труда
считает неоценимой. Автор также признателен доктору
философских наук, профессору, чл.-корр. АН РТ Михаилу Дмитриевичу Щелкунову;
доктору филологических наук, профессору Миляуше Нурулловне Закамулиной;
доктору политических наук, профессор Наилю Мидхатовичу Мухарямову; кандидату
философских наук, профессору Элине Борисовне Миннуллиной. Вернуться к содержанию Главы 4 Содержание
книги |
СОДЕРЖАНИЕ КНИГИ Глава I. Наложение принципов
систематизации философского знания (синтагматический срез) § 1. Основные принципы систематизации
философского знания § 2. Основная гносеологическая синтагма
(altera pars) § 3. Основная гносеологическая синтагма
(prima pars) § 4. Постмодернистская картина бытия и
познания Интродукция и глава 1 в формате pdf Глава II. Онтология экзистенциального материализма § 1. Транскрипции экзистенциализма в
разных сферах западноевропейской культуры Новейшего времени § 2. Экзистенциальные и эссенциальные
модусы Бытия Глава III. Гносеология экзистенциального материализма § 1. Пути познания неисповедимы? § 2. Отражение как вид универсального
взаимодействия и принцип познания § 3. Язык – внепространственная местность
со-бытия и со-знания Глава IV. Истина – cor cordium
гносеологии § 1. Проблема истины: общие соображения § 2. Постановка проблемы истины в
классической гносеологии § 4. Особенности философско-научного
познания § 5. Основные подходы в философии науки |
|
||||
|
Литература 1.
Античная география. Составитель М.С. Боднарский. – М.:
Гос. Изд-во геогр. лит-ры, 1953. 2.
Античная литература. Греция. Антология. Часть II. – М.: «Высшая школа», 1989. Пер. под ред. С. Апта. 3.
Антология мировой философии.
В 4-х
т. – Т. I.
– Парменид.
«О Природе». – М.: «Наука»,
1969. 4.
Антропологическая соразмерность. М-лы I-й Всероссийской
научной конференции. – Казань: КГТУ-КХТИ, 2009. 5.
Антропологическая соразмерность. М-лы 2-й Всероссийской
научной конференции. – Казань: КГТУ-КХТИ, 2010. 6.
Аполлонов
А.В. Вступит. статья к: Уильям Оккам. Избранное. – М.: РАН ИФ
Едиториал УРСС, 2002. 7.
Аристотель. «Категории». «Об истолковании». // Сочинения. В 4-х т. – Т. II. – М.:
Мысль, 1976. 8.
Аронов Р.А. Синдром Хлодвига и интерпретация научного
знания // Вопросы философии. – 2004. – № 9. 9.
Асмус В.Ф. Античная философия. – М.: «Высшая школа», 1976. 10.Асмус В.Ф. Метафизика Аристотеля. 1.
Предпосылка метафизики Аристотеля: критика платоновской теории идей. //
Аристотель. Сочинения в 4-х т. – Т. I. – М.: «Мысль», 1976. 11.Бажанов В.А., Баранец Н.Г., Конопкин
А.М. Паттерны научной коммуникации и коммуникативные парадоксы в ситуациях
научного обмена // Полигнозис. 2011. – № 3-4. 12.Барсова И. Густав Малер. Личность,
мировоззрение, творчество. // В сб.:
Густав Малер. Письма. Воспоминания. – М.: «Музыка», 1964. 13.Барт, Ролан. Мифологии /Пер. с
франц./ – М.: Изд-во им. Сабашниковых. 2000. 14.Барт, Ролан. Избранные работы. Семиотика.
Поэтика. – М.: «Прогресс», 1989. 15.Беркли, Джордж. Трактат об основах
человеческого познания. Сочинения. – М.: «Мысль», 2000. 16.Билалов М.И. Субъектность познания и
познавательная культура // Наука. Философия. Общество. М-лы V Российского
Философского Конгресса. Т. I. – Новосибирск: «Параллель», 2009. – С. 74, 75. 17.Билалов М.И. Критерий истины и
критерии заблуждения // Философия и будущее цивилизации. М-лы IV Российского философского конгресса. – В 5-ти т. – Т. I. – М.: «Совр. тетради», 2005. 18.Бимель В. Мартин Хайдеггер. /Пер. с
нем./ – Урал LTD: 1998. 19.Блох М.Я. Лингвофилософия воплощения
слова // Вестник РФО. – 2010. – № 4. 20.Бовоне, Лаура. Повседневность и
коммуникативный подход (актуальные тенденции развития социологии постмодерна)
// Контексты современности 2. Хрестоматия. – Казань: 1998. 21.Борхес,
Хорхе Луис.
Оправдание лже-Василида. // Соч. в 3-х т. – Т. I.
–М.: Изд-во «Полярис». 22.Борхес,
Хорхе Луис.
Вымышленные истории. Тлён, Укбар, Орбис Терциус. // Соч. в 3-х т. – Т. I. – М.: Изд-во «Полярис». 23.Боэций. «Утешение философией» и
другие трактаты. – М.: «Наука», 1990. 24.Вестник Казан. гос. педагог.
унив-та. – № 3, 2004. 25.Вестник Казан. гос. энерг. унив-та.
– № 1 (4), 2010. 26.Вестник Российского Философского
Общества. – № 3, 2005. 27.Вестник Российского Философского
Общества. – № 2, 2010. 28.Вестник Российского Философского
Общества. – № 1, 2011. 29.Вестник Российского Философского
Общества. – № 4, 2012. 30.Вестник экономики, права и
социологии. – Казань, 2/2008. 31.Вестник экономики, права и
социологии. – Казань, 4/2008. 32.Восток и Запад: глобализация и
культурная идентичность // М-лы межд. Конгресса, посв. 1000-летию Казани. –
Казань: КГУ, 2005. 33.Выгодский М.Я. Справочник по высшей
математике. – М.: Наука, 1977. 34.Вяч. Вс. Иванов. ДО – ВРЕМЯ – ПОСЛЕ?
(вместо предисловия). // Генри Франкфорт, Г.А. Гройневеген-Франкфорт, Джон А.
Уилсон, Торкильд Якобсен. В преддверии философии. – М.: «Наука», 1984. 35.Х.-Г. Гадамер. Истина и метод.
Основы философской герменевтики. / Ред. и вступит. статья Б.Н. Бессонова. –
М.: «Прогресс», 1988. 36.Галилео Галилей. Пробирных дел
мастер. – М.: 1987. 37.Гегель, Георг Вильгельм Фридрих.
Лекции по истории философии. Кн. 1-3. – СПб.: «Наука», 1993-1994. 38.Гегель, Георг Вильгельм Фридрих.
Наука логики. В 3-х т. – Т. I. – М.: «Наука»,
1970-1972. 39.Гегель, Георг Вильгельм Фридрих.
Система наук. Часть первая. Феноменология духа. / Пер. Г. Шпета. – СПб:
«Наука», 1994. 40.Гегель, Георг Вильгельм Фридрих.
Феноменология духа. – Спб.: Изд-во «Наука», 1994. – 448 с. 41.Гегель, Георг Вильгельм Фридрих.
Энциклопедия философских наук. – В 3-х т. – М.: «Мысль», 1975. – 696 с. 42.Гессе, Герман. Игра в бисер.
Сочинения, в 4-х т. – Т. IV. –
СПб, «Северо-запад», 1994. 43.Гоббс, Томас. Левиафан. // Сочинения, в 2-х т. – Т. П. –
М.: «Мысль», 1991. 44.Грязнов А.Ф. «Разумный скептицизм в
жизни и философии». Вступит. статья к: Юм, Д. Трактат о человеческой природе,
или попытка применить основанный на опыте метод рассуждения к моральным
предметам. / Пер. С.И. Церетели. Примечания И.С. Нарского. // Давид Юм.
Сочинения в 2-х т. – Т. I. 2-е, дополненное
и исправленное издание. – М.: «Мысль», 1996. 45.Гумбольдт, Вильгельм фон. Избранные
труды по языкознанию. – М.: «Прогресс», 2000. 46.Дэвид Юм и современная философия //
Материалы международной конференции (Москва, 15-17 ноября 2011). – Т. 1
(Пленарные доклады); т. 2 (Эпистемология). – М.: Альфа М. – 2011. 47.Де Мауро, Туллио. Введение в
семантику. – М.: ДИК, 2000. Пер. с итал. Б.П. Нарумова. (1-е изд. – 48.Делёз, Жиль. Представление
Захер-Мазоха (Холодное и жестокое) // Венера в мехах. Ad Мarginem. – М.: «Культура»,
1992. 49.Делёз, Жиль, Гваттари, Феликс. Что
такое философия? – СПб., 1998. 50.Деррида, Жак. Эссе об имени /пер. с
франц. Н.А. Шматко. – «ИЭС»,
М.: Алетейя, СПб. 51.Джегутанов Б., Стрельченко В., Балахонский
В., Хон Г. История и философия науки. – «Питер», М., СПб, Нижний Новгород,
Ростов-на-Дону, Екатеринбург и др. – 2006. 52.Диалог цивилизаций. Казань-Каир.
М-лы международной конференции. – Казань: Изд-во КГУ, 2008. 53.Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и
изречениях знаменитых философов. – М.: «Мысль», 1979. Книга IX. 54.Доброхотов А.Л. «Дух». Словарь
философских терминов» /ред. В.Г. Кузнецов/. – М.: ИНФРА-М, 2005. 55.Дубровский Д.И. Проблема идеального.
– М.: 1983. 56.Жирнов В.Д. Гегель о понятии и
представлении. – Вестник Российского Философского Общества № 3, 2010. 57.Замятин Д.Н. Метагеография:
Пространство образов и образы пространства. – М.: АГРАФ, 2004. 58.Зигварт, Христоф. Логика. – СПб: 1908. Т II. Вып.1. 59.Зиновьев А.В.
Магия Апокалипсиса. – Саранск: «Поиск», «Норд», 1990. 60.Известия КГАСУ, 61.Ильин И. Постструктурализм, деконструктивизм, постмодернизм. – М.:
«Интрада», 1996. 62.Исаченко А.Г. Развитие географических идей. – М.: «Мысль», 1971. 63.История науки и техники в Северо-Кавказском регионе. М-лы науч. конф.
– Москва-Ставрополь, 2009. 64.Касавин И.Т. Миграция. Креативность. Текст. Проблемы неклассической
теории познания. – СПб, 1998. 65.Касавин И.Т. Традиции и интерпретации: фрагменты исторической
эпистемологии. – М. – СПб., Изд-во
РХГИ, 2000. 66.Касавин И.Т. Кнехт и Дезиньори. Социокультурные роли человека
интеллектуального труда // Эпистемология & философия науки. – Т. XXIX. – № 3. – М.: Альфа-М, 2011. 67.Касавин И.Т., Порус В.Н. Вводная статья к: «Коммуникативная
рациональность. Эпистемологический подход». М.: ИФРАН, 2009. 68.Кафка, Франц. Замок: Роман; Новеллы и притчи; Письмо отцу; Письма
Милене. Пер. с нем. Автор предисловия Д. Затонский. – М.: «Политиздат», 1991. 69.Кафка Ф. Замок. – М.: РИФ, 1991. 70.Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика. Уч. пособ. для юрид. вузов и
ф-тов. – М.: «Высшая школа», 1982. 71.Киссель М.А. Судьба старой дилеммы. – М.: 1974. 72.CLIO MODERNA: Зарубежная история и историография. Сб. науч. ст., вып.
5. – Казань, КГУ, 2005. 73.Кортасар, Хулио. Их вера в науки. 74.Кохановский В.П., Пржиленский В.И., Сергодеева Е.А. Философия науки. –
М.: ИКЦ «МарТ», Ростов-н/Д, Изд. Центр «МарТ», 2006. 75.Крюс, Джеймс. Тим Талер, или проданный смех. М.: 1975. 76.Лекторский В.А. Рациональность, социальные технологии и судьба
человека // Эпистемология & Философия науки. – 2011. – Т. XXIX. – № 3. 77.Лекторский В.А. Субъект. Познание. Деятельность. К 70-летию В.А.
Лекторского. – М.: КАНОН+, ОИ «Реабилитация». – 2002. 78.Лекции по философии науки. Под ред. В.И. Пржиленского. – М.: ИКЦ
«МарТ», Ростов-н/Д, Изд. Центр «МарТ», 2008. 79.Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм. ПСС, т. 18. 80.Ленин В.И. Философские тетради. ПСС, т. 29. 81.Локк, Джон. Опыт о человеческом разумении. Сочинения в 3-х т. – Т. I, т. II. /Пер. А.Н. Савина. Ред. и авт. вступит. статьи И.С. Нарский. – М.:
«Мысль», 1985. 82.Локк, Джон. «Письма» к Эд. Стиллингфлиту, епископу Вустерскому. //
Избранные философские произведения. В 2-х т. – Т. II. – М.: Изд-во
социально-эконом. лит-ры, 1960. 83.Лосев А.Ф. Культурно-историческое значение античного скептицизма и
деятельность Секста Эмпирика. / Вступит. статья к: Секст Эмпирик. Сочинения в
2-х т. – Т. I. – М.: «Мысль», 1976. 84.Лосев А. Ф. История античной эстетики. Последние века. – М.: 1988. 85.Лосев А.Ф. Философия имени // Из ранних произведений. – М.: 1990. 86.Маковельский А.О. История логики. – М.: «Наука», 1967. 87.Маркс К. Экономическо-философские рукописи 88.Марксистско-ленинская диалектика. – В 8 кн. – Кн. III. – М: МГУ, 1985. 89.Материалисты Древней Греции. – М.: Гос. Изд-во полит.
лит-ры, 1955. 90.Мейе, Антуан. Введение в сравнительное
изучение индоевропейских языков. /Пер. Д. Кудрявского. Ред. Р.Шор.
Вступит.статья М. Сергиевского. – М., Л.: Гос. соц-.эк. изд-во, 1938. 91.Микешина Л.А. Философия познания. Полемические главы. – М.:
«Прогресс-Традиция», 2002. 92.Микешина Л.А. Философия науки: современная эпистемология. Научное
знание в динамике культуры. Методология научного исследования: учебное
пособие. – М.: «Прогресс-Традиция»: МПСИ: Флинта, 2005. 93.Мир географии. – М.: «Мысль», 1984. 94.Навстречу XXII Всемирному Философскому конгрессу: Переосмысливая философию. М-лы
научной конференции. – Казань: КГЭУ, 2008. 95.На пути к неклассической эпистемологии. – М.: ИФРАН, 2009. 96.Нарский И.С. Джон Локк и его теоретическая система. / Вступит. ст. к:
Д. Локк. Сочинения в 3-х т. – Т. I. – М.: «Мысль», 1985. 97.Нарский И.С. Значение. Филос.
энциклопедия. В 6-ти т. – Т.2. – М.: 1962. 98.Нарский И.С. К анализу строения
основного вопроса философии. // Философские науки. – 1983. – № 6. 99.Наука. Философия. Общество. М-лы V
Российского Философского Конгресса. Т. I. – Новосибирск: «Параллель», 2009. 100. Нарский И.С.
Вступит. статья к раб. М. Хайдеггера «О сущности истины» // Философские
науки. – 1989. – № 4. 101.
Несмелов В.И. Наука о человеке. В 2-х т. Репринт
1905, 102.
Новоселов М.М. Тождество. –
М.: БСЭ, т. 26. 103.
Ориген. О началах. – Самара: РА,
1993. 104.
Ортега-и-Гассет
Х. Дегуманизация искусства // Самосознание европейской культуры XX века. – М.: 1991. 105.
Платон. Тимей.
Сочинения. В 4-х т. – Т. III. – М.: «Мысль»,
1994. / Пер. С.С. Аверинцева. 106.
Полани, Майкл.
Личностное знание. – М.: 1985. 107.
Поппер, Карл
Раймунд. Открытое общество и его враги. В 2-х т. – М.: 1992. 108.
Пржиленский В.И. Идея реальности и эпистемологический
конструктивизм // Вопросы философии. – 2010. – № 11. 109.
Проблема
соотношения бытия и небытия. Колл. моногр. – Казань: КГТУ, 2004. 110.
Проблемы
типологии языка. Ч.I. Сб. н. статей. –
Казань: КГПУ, 2004. 111.
Рационализм и
культура на пороге 3-го тысячелетия. М-лы Ш Российск. Филос. конгресса. –
Т.1. – Ростов-наДону: 2002. 112.
Реале, Дж.,
Антисери, Д. Западная философия от истоков до наших дней. В 4-х т. –
«Петрополис», СПб, 1994-1997. 113.
Рикёр, Поль. Конфликт интерпретаций. Очерки о
герменевтике. – М.: «Медиум», 1995. 114.
Секст Эмпирик.
Сочинения, в 2-х т. – М.: «Мысль», 1976. 115.
Ситуационные
исследования. Вып.1. Ситуац. подход. По м-лам всерос. сем. – Казань:
КГТУ-КАИ, 2005. 116.
Славятинская М.Н. Учебник древнегреческого
языка. В 2-х ч. –
М.: «Филология», 1996. 117.
Смирницкий А.И. Хрестоматия по истории английского
языка с VII по XVII в. – М.: Изд-во
лит-ры на иностр. яз. – 1953. 118.
Современные
исследования социальных проблем № 4.1, 2010. – НИЦ Красноярск. 119.
Социолингвистические проблемы
функционирования государственных языков РТ. Сб . науч. ст. – Казань: «Татар.
кн. изд-во», 2007. 120.
Статкевич И. А. Проективная природа художественного
восприятия. Дисс. на соиск. уч. ст. докт. филос. н. – Чебоксары, 2009. 121.
Степанов Ю.С.
Вводная статья к: Семиотика. Антология / Сост. Ю.С. Степанов. Изд-е 2-е,
испр. и доп. – М.: «Академический Проект»; Екатеринбург: «Деловая книга»,
2001. 122.
Суровцев В.А. О
логико-философских взглядах Готлоба Фреге. // Вступит. ст. к: Готлоб Фреге.
Логико-философские труды. Логические исследования. Основоположения
арифметики. – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2008. 123.
Тайсин А.С.
География Республики Татарстан. – Казань: «Магариф», 1998. 124.
Тайсин А.С.
Озёра Приказанского района, их современные природные и антропогенные
изменения. – Казань: Изд-во ТГГПУ, 2006. 125.
Тайсин А.С.
Раифский лес в составе бореальных лесов Евразии. – Казань: Изд-во Казанск.
гос. ун-та, 2008. 126.
Тайсина Л.А.
Придаточные предложения образа действия в современном английском языке. –
Казань: Уч. зап. Казанск. гос. пед. ин-та, 1958. – Вып. 15. 127.
Тайсина Э.А.
Очерки новой гносеологии. Очерк I. Основная
синтагма. – Казань: изд-во КГЭУ. – 2009. 128.
Тайсина Э.А. Очерки новой гносеологии. Очерк II. Онтология экзистенциального материализма. – Казань:
изд-во КГЭУ. – 2010. 129.
Тайсина Э.А. Очерки новой гносеологии. Очерк III. Гносеология экзистенциального материализма. – Казань:
изд-во КГЭУ. – 2011. 130.
Тайсина Э.А.
Очерки новой гносеологии. Очерк IV. Истина – cor cordium гносеологии. – Казань: изд-во КГЭУ. – 2012. 131.
Тайсина Э.А. Философские вопросы семиотики. – Казань:
изд-во КГУ, 1993; изд-во КГЭУ, 2003. 132.
Текст.
Произведение. Читатель. Вып. 2. – Казань: «МоиН-РТ», 2011. 133.
Творчество как
форма выражения мира человека. Сб. науч. трудов. – Ульяновск: 2005. 134.
Теоретическое
наследие Казанской научной, философской, богословской мысли в контексте
мировоззренческого диалога. Сб. статей Всероссийской научной конференции. –
Казань: КГАСУ, 2010. 135.
Теория перевода.
Межкультурная коммуникация. Сопоставительная лингвистика. М-лы I Междунар. науч. конф. МГУ-КГУ. – М.: 2003. 136.
Теория познания. – Т. 2. /Авт. М.В. Попович/. – М.: 1991. 137.
Тимирязев К.А. Основные черты истории
развития биологии в XIX столетии. – Приложение к кн.: Поль Таннери.
Исторический очерк развития естествознания в Европе (1300-1900). / Ред.,
автор предисл., пер. с франц. С.Ф. Васильев. – М. - Л.: Гос. техн.-теор.
изд-во. – 1934. 138.
Третья софистика: теоретический альманах “Res Cogitans
# 139.
Уильям Оккам.
Избранное. – М.: «РАН ИФ Едиториал УРСС», 2002. 140.
Ученые записки
КГУ. Т. 150. Серия «гуманитарные науки». Книга 4. – Казань: 2008. 141.
Философия науки. – М.: «Трикста», 2004; М.:
«Академический Проект», 2004. 142.
Философия и
будущее цивилизации. М-лы IV Российского
философского конгресса. – В 5-ти т. – Т. I.
– М.: «Совр. тетради», 2005. 143.
Философия и
методология науки. Т.1. – М.: 1994. 144.
Философия,
культура, образование в XXI в. Сб. статей и тезисов Всероссийской
научно-практической конференции. – Казань: 2011. 145.
Философия. Язык.
Познание. Сб. юбилейных м-лов. – Казань, КГЭУ, 2011. 146.
Философские
альтернативы. Философский альманах № 7. – Иваново: 2005. 147.
Фреге, Готлоб.
Логико-философские труды. Логические исследования. Основоположения
арифметики. – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2008. 148.
Фреге, Готлоб.
Мысль: логическое исследование / Философия, логика, язык. М.: 1987. 149.
Фуко М. Слова и
вещи. Археология гуманитарных наук. – М.: «Прогресс», 1977. / Вступит. статья
Н.С. Автономовой – СПб.: «A-cad», 1994. 150.
Хайдеггер,
Мартин. Бытие и время. – М.: Изд-во Ad Marginem, 1997. –452 с. 151.
Хайдеггер,
Мартин. К вопросу о назначении дела мышления /пер. А.Н. Портнова // Философия
сознания в ХХ веке: проблемы и решения. – Иваново, 1994. 152.
Хайдеггер,
Мартин. Письмо о гуманизме. «Время и бытие». – М.: «Республика», 1993. 153.
Хайдеггер, Мартин.
Разговор на проселочной дороге. – М.: «Высшая школа», 1991. 154.
Харвей, Дэвид.
Научное объяснение в географии. Общая методология науки и методология
географии. – М.: «Прогресс», 1974. / Сокр. перевод В.Я. Барласа, В.В.
Голосова. Предисл. и ред. Е.П. Никитина. Послесл. В.Б. Сочава. 155.
Холл, Мэнли П.
Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и
розенкрайцеровской символической философии. – Новосибирск: «Наука», 1992. /
Перевод и предисловие В.В. Целищева. 156.
Человек в мире
культуры: исследования, прогнозы. М-лы Межд. науч. конгресса. – М.: ВИНИТИ,
2007. 157.
Шарп, Дарел.
Незримый ворон: Конфликт и Трансформация в жизни Кафки. – Воронеж, 1994. 158.
Штайнер,
Рудольф. Истина и наука. Пролог к «Философии свободы», изд-во Московский
центр вальдорфской педагогики. – М: 1992. 159.
Эко, Умберто. Имя розы. – Воронеж, Москва:
«Фолиант», 1989. 160.
Эко,
Умберто. Отсутствующая структура. Введение в семиологию. ТООТК «Петрополис».
– 1998. 161.
Энгельс, Ф.
Анти-Дюринг. Маркс, К., Энгельс, Ф. Избр. Соч. в 9-ти т. Т. V. – М.: Изд-во полит. лит-ры, 162.
Этнонациональные
ценности в условиях глобализации. М-лы Всероссийской науч.-практ.
конференции. – Махачкала, 2008. 163.
Юм, Давид.
Трактат о человеческой природе, или попытка применить основанный на опыте
метод рассуждения к моральным предметам. /Пер. С.И. Церетели. Примечания И.С.
Нарского. Вступит. статья А.Ф. Грязнова. // Давид Юм. Сочинения в 2-х т. – Т.
I. – 2-е, дополненное и исправленное издание. – М.:
«Мысль», 1996. 164.
Юм, Давид.
Сокращенное изложение «Трактата о человеческой природе». /Пер. В.С. Швырева.
// Давид Юм. Сочинения в 2-х т. – Т. I.
– 2-е, дополненное и исправленное издание. – М.: «Мысль», 1996. 165.
Юм, Давид. Письмо джентльмена его другу в Эдинбурге.
/Пер. В.В. Васильева. // Давид Юм. Сочинения в 2-х т. – Т. I. – 2-е, дополненное и исправленное издание. – М.:
«Мысль», 1996. 166.
Юм, Давид.
Исследование о человеческом познании. /Пер. С.И. Церетели. // Давид Юм.
Сочинения в 2-х т. – Т. 2. – 2-е, дополненное и исправленное издание. – М.:
«Мысль», 1996. *** 167.
Anscombe, G.E.M. Memory, “Experience” and
Causation//Contemporary British Philosophy / Ed. By H.O.Lewis. – Plymouth: 1976. 168.
Bambrough, Renford, Fellow of St. John’s
College, Cambridge, and Editor of Philosophy. The Shape of Ignorance. //
Contemporary British Philosophy / Ed. By H.O. Lewis. – Plymouth: 1976. 169. Benjamin W.
Franz Kafka: On the Tenth Anniversary of his Death/Juedische Rundschau, 1934 //
Illuminations. Ed. by Hannah Arendt. – NY. 170. Bennett,
Jonathan. Learning from six philosophers. V. 2. Locke, Berkeley, Hume.
Clarendon Press. – Oxford. – 2001. 171. Benson,
Ophelia, Stangroom, Jeremy. Why Truth Matters. – London – NY, Continuum,
2007. 172. Britannika, Merriam Webster. 173. Chamber’s 20th Century Dictionary. –
Glasgo – Edinburgh. – 1965. 174. Derrida: a
Classical Reader. / Ed. by David Wood. Blackwell Publishers Ltd. Oxford, UK.
– 1996. 175. Eco, Umberto.
A Theory of Semiotics. – Bloomington, London: 1976. 176. Gasché,
Rodolphe. The Tain of the Mirror. – Baltimore: Johns Hopkins Univ. Press. –
1986. 177. “Identity”.
The Columbia Encyclopedia, Fifth Edition. – Columbia University Press, 1993. 178. Lyons J.
Semantics. – Cambridge, 1977. – Vol. I, 2. 179. Psillos,
Stathis. Philosophy of Science A – Z. – Edinburgh Univ. Press. 2007. 180. Rorty,
Richard. Is Derrida a Transcendental Philosopher? // Derrida: a Critical
Reader. / Ed. by David Wood. – Blackwell Publishers Ltd. Oxford, UK. – 1996. 181. Scruton,
Roger. Modern Philosophy. – Mandarin Paperbacks, London, GBr, 1996. (First published in 1994). 182. Tannen,
Deborah. That’s not what I meant! How Conversational Style Makes or Breaks
Relationships. – Ballantine books, N.Y. 1987. 183. Tao te t'ing. – Praha, 1971. 184. Vattimo,
Janni. The End of Modernity. – Cambridge, UK. 1994. 185. Vesey, Godfrey. Locke and Wittgenstein on
Language and Reality. // John Locke:
Muirhead Library of Philosophy. Contemporary British Philosophy/(fourth
series). / Ed. By H.O. Lewis. – UK, Plymouth. 1976. 186. Webster's
Seventh New Collegiate Dictionary. – Springfield, Mass., USA. 187. XXII World
Congress of Philosophy. Rethinking Philosophy Today. –Abstracts. – Seoul Nat.
Univ. Press, Korea, 2008.
Вернуться к содержанию Главы 4 Содержание
книги |
|
|
||||
|
|
|